Поколение ГБО

Сегодня выпускаются различные типы газобаллонного оборудования для автомобилей, которые получили название «поколений». Каждое из поколений имеет особый принцип подачи газа и системы управления. Устройство же внешних элементов (баллон, трубки, заправочные устройства) идентично для всех поколений ГБО.

Поколение ГБО
Поколение ГБО

Первое поколение ГБО

В первом поколении представлено газобаллонное оборудование с механическим дозатором газа и вакуумной системой управления. Лямбда-зонд отсутствует. Редуктор может быть вакуумным или электронным. Вакуумный редуктор представляет собой мембрану, к которой подается разрежение от впускного коллектора, что позволяет открывать редуктор при работающем моторе, и закрывать – при заглушенном.

Второе поколение ГБО

Во втором поколении представленные электронные системы ГБО, оснащенные электронным дозатором, который действует на обратной связи с кислородным датчиком (лямбда-зондом). Такое ГБО используется на автомобилях с инжекторным двигателем, оснащенным кислородным датчиком и каталитическим нейтрализатором. Электронный дозатор подает газ в зависимости от сигнала лямбда-зонда совместно с сигналами датчика, контролирующего обороты мотора, и датчика положения дроссельной заслонки, что позволяет оптимизировать состав газовоздушной смеси в различных режимах работы. Экологические параметры систем соответствуют стандарту ЕВРО-1, в некоторых случаях обеспечивается соответствие ЕВРО-2. Поэтому сегодня более широко применяется ГБО третьего и четвертого поколений.

Третье поколение ГБО

Подача газа в таких системах в каждый конкретный цилиндр осуществляется индивидуально специальным газовым инжектором под управлением электронного блока. Механические форсунки, используемые для подачи, открываются при достижении давления в магистрали определенного уровня. При монтаже системы для перекрытия подачи бензина подключаются эмуляторы форсунок и эмулятор лямбда-зонда, которые исключают переход в аварийный режим штатного компьютера.

Особенностью ГБО 3 поколения можно назвать то, что эти системы не используют вычислительные мощности штатных бензиновых контроллеров и топливных карт, заложенных в них, работая параллельно с ними. Это обуславливает сравнительно невысокую скорость работы дозатора-распределителя, а значит – и невысокую скорость реакции на корректировку газовоздушной смеси. Поэтому с появлением стандарта ЕВРО-3 такие системы стали постепенно уходить с рынка. Также этому способствует их несовместимость с бортовыми диагностическими системами OBD II и EOBD.

Четвертое поколение ГБО

Сегодня это самое распространенное поколение ГБО, использующее распределенный синхронизированный впрыск. Блоки управления, регулирующие подачу газа в отдельные цилиндры, по сравнению с 3 поколением, являются более совершенными. Газовые форсунки монтируются на коллектор рядом с впускным клапаном цилиндра.

Пятое поколение ГБО

Особенностью системы ГБО пятого поколения является подача в цилиндры газа в сжиженном состоянии. За эту функцию отвечает специальный насос, с помощью которого сжиженный газ циркулирует в системе. Пятое поколение ГБО отвечает требованиям ЕВРО-4, а также совместимо с бортовыми диагностическими системами OBD II, OBD III и EOBD. Такие системы бесперебойно работают при отрицательной температуре и практически не дают потери мощности двигателя. Однако они очень чувствительны к качеству используемого газа и плохо поддаются ремонту, что значительно снижает их популярность в отечественных условиях.